AV-logo
К началу | Стихи | Библиография | Статьи о кино | Мультимедиа: содержание | Альманах | Ссылки


Мультимедиа

"ТМ" №5 за 1998 год


Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

"ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРЯДКА"


В пору перемен, в перманентно перестраиваемой, секвестируемой и деноминируемой жизни - гражданам не до хороших манер. Попросту бы выжить. И если в наши смутные времена выходят книги (в том числе электронные) о пользе благовидного поведения и вреде всяческого моветона, то это говорит либо о неисправимом оптимизме издателей, либо о замаячившей на горизонте стабильности. Во второе не верится, а вот что касается первого - и впрямь не занимать жизнелюбия творческой команде, подготовившей и выпустившей CD-ROM

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЭТИКЕТА. М., "Кирилл и Мефодий", 1997. Отпечатано в Великобритании.

Диск вышел под рубрикой "Знания обо всем" и на Web-сервере фирмы представлен как "полный справочник хороших манер и общепринятого поведения во всех житейских ситуациях, в гостях и на приемах, в кафе и ресторане, на вечеринке и деловой встрече, а также хроника становления этических норм".

Так оно и есть. Но вряд ли в правоте анонса удостоверятся те, кому не то что ресторан - заводская столовка не по карману. Впрочем, на них диск и не расчитан: сама его цена - $38 долл., эквивалентная месячной ставке школьного учителя, ограничивает круг возможных пользователей, даже если они имеют доступ к персоналке. Впрочем, для истинных педагогов и прочих старорусских (не в возрастном, а в духовном смысле) справочник хороших манер в идеале излишен. Так называемым новым русским - банкирам, крупным предпринимателям и сановникам он тоже не понадобится: на то у них есть имиджмейкеры, сиречь "личиноделы". Купят его, полагаю, те, кто в силу избяного да коммунально-барачного воспитания еще путает десертную вилку с обычной, хотя уже бывает в местах, где оба этих прибора подаются, - итак, приобретут его люди со средними доходами, но большими амбициями. Таковых у нас немало, следовательно, успех новому компьютерному компакту обеспечен.

И он вполне этого заслуживает. "Энциклопедия этикета", имея несомненную утилитарную ценность как сборник правил поведения человека среди себе подобных, представляет интерес для каждого, кто неравнодушен к истории культуры. Недаром столь велик собственно исторический раздел издания, снабженного интерактивной иллюстрированной хронологической таблицей. В то же время справочник подчеркнуто современен, откликается на важные реалии сегодняшнего дня. Так, учитывая рост международных связей, в которые вовлечена немалая часть российского населения (тут и совместное предпринимательство, и туризм, и "челночный" бизнес), авторы значительную часть своего труда отводят особенностям контактов с иностранцами, отмечая: "Знание традиционной культуры поведения не только дает нам возможность нормально общаться с представителями других национальностей, но и учит уважать чужие обычаи, какими бы странными и нелепыми они ни казались на первый взгляд".

Статьи справочника написаны знатоками своего дела, умеющими доходчиво, а подчас и афористично емко представить предмет: "Вежливость начинается там, где кончается целесообразность, хотя в вежливости, несомненно, есть целесообразность более высокого порядка. Этикетное поведение всегда предполагает определенную избыточность, и с этим во многом связан его художественный, эстетический характер.

На протяжении одного и того же дня человек меняет множество ролей: он бывает руководителем и подчиненным, служащим и пассажиром, мужем и отцом, братом и сыном. Каждая из этих ролей предполагает свою стилистику поведения; в каждой из них человек выбирает особые жесты, позы, слова, интонации..."

Сходя с высот теоретической мысли к повседневной практике общения с ПК, от себя добавлю, что независимо от своей социальной роли работать со справочником сможет любой пользователь одной из майкрософтовских операционок: и консервативный приверженец Windows 3.1x, и продвинутый владелец Windows 95, и, наконец, посвященный в тайны компьютерной магии укротитель Windows NT. Непритязательны требования к "железу": IBM PC-совместимый компьютер с процессором не архаичней 486DX2/66; 4-скоростной (как минимум) привод CD-ROM; видеокарта и монитор, поддерживающие графический режим 640х480 пикселов и 64К цветов (при 256 программа тоже работает, но цветопередача временами искажена); звуковая плата (разумеется, совместимая с операционной системой).

Инсталляционная программа автоматически, без предупреждения, установит пакет Quick Time for Windows для просмотра видеороликов, записанных в популярном формате .MOV. Скорее всего вам повезет - после установки видеоплеер заработает без сучка без задоринки. Но сколько персоналок - столько конфигураций, подчас весьма замысловатых. Скажем, у меня при воспроизведении видеопоследовательностей звуковое сопровождение шло в ускоренном темпе - примерно так, как при проигрывании пластинки на 33 оборота с "патефонной" скоростью. Попытка поколдовать с настройками соответствующих драйверов не помогла. Излечилась ситуация просто - переустановкой пакета Quick Time (его полнофункциональная бесплатная версия 2.1.2 доступна на сервере ftp://ftp.info.apple.com). Разумеется, у вас могут возникнуть другие проблемы. Для их разрешения производитель предлагает позвонить "в службу технической поддержки по телефону, указанному в регистрационной карточке".

Основную часть справочника составляют семь с лишним сотен статей и полтысячи иллюстраций. Текст размещается в правой половине экрана, графика - слева. Над окном с текстом располагается малая панель инструментов, над ней - общая, еще выше - строка подсказки, в которой при наведении курсора мыши на тот или иной элемент управления - кнопку на одной из панелей инструментов - появляется надпись, поясняющая действие этой кнопки.

Оживляют изучение материала краткие видеоуроки, викторины, познавательные туры и интерактивные психологические тесты ("Ведущий или ведомый", "Уверены ли вы в самом себе", "Общение: мера агрессивности", "Деловая женщина", "Оцените свой имидж").

Значительно облегчают работу с диском такие традиционные средства мультимедийной навигации, как "Поисковая система", "Закладки", "История просмотра", "Словарь терминов". Любую медиа-иллюстрацию (слайд, рисунок, схему, видеоролик или так называемый интерактивный эпизод) легко выбрать, вызвав специальный медиа-каталог, работающий по принципу "жанрового" фильтра.

Если же у вас возникнут минутные затруднения (что маловероятно, учитывая простой интерфейс энциклопедии), вы всегда можете обратиться к разделу "Помощь".

Помимо собственных средств программы, к вашим услугам известные операции с буфером обмена Windows. Так, используя мышь и стандартные комбинации клавиш, можно выделить всю статью (нажатием Ctrl+A) или ее фрагмент (мышкой), скопировать (Ctrl+C) в буфер и затем в текстовом редакторе вставить (Ctrl+V) в собственный материал - например, в качестве цитаты.

Именно так я и поступаю. Сознавая, что далеко не все читатели "ТМ" смогут воспользоваться электронной "Энциклопедией этикета", привожу несколько общеполезных выдержек из нее.


Из раздела "Повседневный этикет".

Представление на работе

...прежде чем вы обратитесь лично или по телефону с просьбой или вопросом в какую-либо организацию, вы должны обязательно представиться. При этом следует назвать себя, свою должность и организацию, в которой вы работаете...

При представлении в офисе нового должностного лица, занимающего руководящий пост (например, председателя правления, президента компании), служащие, в том числе и секретарь, должны встать. Это знак внимания к просьбам и пожеланиям нового руководства.

В обязанности руководства входит представление нового сотрудника его коллегам. Руководитель называет его имя, фамилию, должность, а также титулы и звания, если они имеются. Несколько слов говорится о его прежней работе и заслугах. Если человек назначается на руководящую работу, то ему представляются его заместители и ближайшие помощники с называнием должностей и направления их работы, например, "проректор по учебной работе".

Рукопожатие при приветствии

...При встрече мужчины и женщины решение о рукопожатии принимает женщина. И она же первая подает руку (согласно нормам некоторых европейских стран, это может сделать и мужчина). Если встречаются люди разного возраста, инициатива рукопожатия исходит от людей, старших по возрасту. При представлении первым подает руку тот, кому представляют. Но в любом случае, если вам протягивают руку, нужно ответить рукопожатием, а не оставлять протянутую руку висеть в воздухе. В противном случае вы можете нанести оскорбление.

Рукопожатие завершает слова приветствия или следует сразу же после них. Не надо идти с протянутой рукой через всю комнату, чтобы поздороваться с человеком. Для рукопожатия подают правую руку. В некоторых случаях (например, правая рука занята или повреждена) можно подать левую руку. Однако в этом случае надо предварительно извиниться.

Если, подойдя к группе, вы обменялись рукопожатием с одним человеком, то это следует сделать и с другими.

При встрече двух пар избегайте перекрещивания рук. Для этого существует такой порядок. Если женщины стоят справа от своих спутников, как это традиционно принято, то они сначала подают руки друг другу, потом мужчинам, и в конце приветствия обмениваются рукопожатиями мужчины. Если одна из женщин стоит слева от мужчины, то в этом случае мужчина оказывается напротив мужчины, а женщина - напротив женщины. В таком случае они могут, не мешая друг другу, одновременно пожать руки.

При рукопожатии перчатка не снимается, если она является частью женского туалета (лайковые, шелковые, матерчатые перчатки). Женщина может позволить себе не снимать перчатку и на улице (хотя теплую перчатку лучше все же снять). На улице допустимо оставить руку в перчатке и мужчине, но варежки снимать надо. Однако, если один из мужчин снял перчатку, то это должен сделать и другой.

Рукопожатие не должно быть слишком сильным (особенно в отношении женщины), но и не вялым. Стоит знать, что формы приветствия зависят от культурных норм и отношений людей в обществе. Не используется рукопожатие мужчины и женщины в мусульманских странах, т.к. не допускается соприкосновение лиц разного пола.

Как к кому обращаться

...Распространенное в советское время обращение "товарищ", а также "гражданин" ("гражданка") заменяются на обращения "господин" ("госпожа"). Последнее используется как в отношении замужней, так и незамужней женщины. Однако обращение "господин" ("госпожа") носит все же официальный характер... и употребляются вместе с фамилией. Обращаясь во множественном числе, обычно используют "господа".

К незнакомому человеку в общественном транспорте, в магазинах, как правило, обращаются со словами "позвольте", "прошу прощения" и т.п.

Недопустимо использовать обращение "девушка" в отношении пожилой продавщицы магазина.

Не следует обращаться к человеку по признаку пола - "мужчина", "женщина".

К знакомым людям обращаются по имени, имени-отчеству, фамилии. В последнем случае слова "господин" или "госпожа" обязательны. Например, "госпожа Михайлова", но ни в коем случае просто - "Михайлова".

Имена и фамилии надо произносить четко. Недопустимо спотыкаться, даже в сложных случаях, или глотать буквы, обращаясь, например, к Марии Ивановне: "Марьванна".

Если используются титул, звание или официальная должность с фамилией, слова "господин" и "госпожа" опускаются, например: "профессор Иванов". Однако эти слова сохраняются, если не указывается фамилия - "господин премьер-министр" или "господин ректор". В некоторых странах, в частности, в Германии, другая традиция. Там обращение будет звучать как "госпожа профессор Гофман" или "господин доктор Мюллер".

В российской армии при обращении сохранилось слово "товарищ". Поэтому обращение здесь будет звучать так: "товарищ полковник". Но если вы обращаетесь к полковнику иностранной армии, обращение будет другим - "господин полковник".

К лицам, имеющим церковные звания, обращаются со словами "Ваше высокопреосвященство", "господин епископ", "господин пастор"...

Кто кого пропускает

Традиционно принято, что в дверях:

- мужчина пропускает женщину;

- младший по возрасту уступает дорогу старшему, подчиненный - начальнику; кстати, если лицо старше вас или выше вас по положению в обществе желает оказать вам внимание и, в свою очередь, приглашающим жестом пропускает вас, то с поклоном или словами "Благодарю вас!" немедленно воспользуйтесь приглашением;

- из двух людей одинакового возраста и положения в обществе первым проходит тот, кто ближе к двери;

- первой в двери проходит хозяйка, за нею - гость. Если хозяин - мужчина, то первым входит гость. Правда, если квартира незнакома гостю и нужно зажечь свет, хозяин входит первым со словами: "Позвольте, я вас проведу!";

- мужчина несколько опережает женщину, когда открывает дверь, затем, пропустив ее, входит вслед за ней;

- если дверь массивная и открывается "от нас", например, в метро, мужчина проходит первым, крепко держит дверь и ждет, пока пройдет женщина. Затем, слегка придержав, отпускает дверь. Если это обычная дверь (не в метро), просто ее закрывает. Но никогда не захлопывает у кого-либо перед носом.

Православный храм. Как общаться с духовенством

В официальной обстановке к лицам духовного звания следует обращаться следующим образом:

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси - Ваше Святейшество,

митрополиту Киевскому и всея Украины - Ваше блаженство,

митрополиту или архиепископу - Ваше высокопреосвященство,

епископу - Ваше преосвященство,

архимандритам, игуменам, игуменьям, протопресвитерам, протоиереям - Ваше высокопреподобие,

иеромонахам и иереям - Ваше преподобие,

архидьяконам, протодьяконам, иеродиаконам и диаконам - Ваше боголюбие.

Следует заметить, что в настоящее время приведенная система титулования строго соблюдается лишь в отношении епископов, архиепископов, митрополитов и Патриарха, в отношении других духовных лиц она применяется довольно редко.

Если вы находитесь в неофициальной обстановке, при обращении к священнослужителям именовать их принято следующим образом: Патриарха - Святейший владыко, епископа - владыко, священников - батюшка, игумений - матушка, диаконов - отец диакон. Так же следует именовать священнослужителя, если вы не знаете точно его чина.

Не принято при встречах приветствовать духовных лиц следующим возгласом: "Здравствуйте, батюшка!" или "Здравствуйте, владыко!" Следует говорить: "Батюшка, благословите!" или "Владыко, благословите!"

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословение преподают священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений.

Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.


Из раздела "Деловой этикет".

Правила телефонного разговора

...Если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор;

- следует говорить максимально кратко и по существу;

- нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи;

- если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать: "Какой это номер?", "Куда я попал?" или "Это кто говорит?" - лучше переспросить: "Это номер такой-то?";

- если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков - вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;

- как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время - слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера;

- нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой.

Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни.


© Анатолий Вершинский, 1998.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения автора.


Мультимедиа: содержание | Начальная страница

Сайт управляется системой uCoz