AV-logo
К началу | Стихи | Библиография | Статьи о кино | Мультимедиа: содержание | Альманах | Ссылки

Мультимедиа

"ТМ" №6 за 1997 год


Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

КИНОВАРЬ, ЗОЛОТО И ЖЕЛТАЯ НАКЛЕЙКА


В начале 80-х, в пору, когда слово "достать" почти окончательно вытеснило скромный глагол "купить", мне довелось редактировать первую поэтическую книжку одного... скажем так, коллеги. Задача оказалась непростой: автор весьма ревниво относился к отбору и правке своих произведений, большей частью несовершенных. (В порядке лирического отступления замечу, что функционеры тех времен частенько находили отдушину в творчестве: видимо, так, будучи поневоле атеистами, пытались замолить свои прегрешения. Да и сочинительство считалось делом почетным. Примерно тогда же ваш покорный слуга наваял - или, если угодно, навалял, - эпиграмму, до сего момента неопубликованную: "Поэт на должности чиновной искупит книгами грехи. Но чем замолит путь греховный чиновник, пишущий стихи?" Впрочем, к моему "начинающему автору" это четверостишие не имело отношения.) Служил он в конторе, куда простым смертным вход заказан, "светиться" в редакции среди сочинителей "с улицы" таким людям не к лицу, и встречались мы с ним "на нейтральной почве" - в Прессцентре МИД, куда мой автор имел постоянный пропуск.

Из достопримечательностей этого заповедного места мне запомнился книжный киоск. Именно там за госцену я приобрел три редкостных альбома русской иконописи. Для рядового редактора с окладом в 150 рублей эта покупка не оказалась чересчур обременительна: роскошные фолианты обошлись... всего в треть зарплаты. Правда, за эту цену они продавались лишь в спецмагазинах. В ту пору я еще не имел доступа в книжную лавку писателей, и купить за номинал столь редкостные издания стало для меня большой удачей. Сегодня подобные книги свободно лежат на прилавках, но стоят едва ли не столько, сколько в "застойные" годы - у букинистов и спекулянтов, естественно, в сопоставимых ценах. При этом большинству из тех, кому они действительно нужны, не хватает денег на пищу - впору и впрямь идти на церковную паперть... По-прежнему многие жители России оскорблены и унижены: просто одно унижение сменилось другим. Зато люди со средним достатком могут беспрепятственно купить дорогой во всех отношениях альбом. Те же, у кого под рукой персональный компьютер и свободные $26, пополнят свои знания об отечественном искусстве с помощью мультимедийной энциклопедии

РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ XI - XX ВЕКОВ. СПб., "Профиль", 1996.

Наверное, в этом есть что-то глубоко символическое: на коробке лазерного диска, поверх репродукции древнерусского образа с его багряно-золотистыми тонами, ядовито желтеет крохотная наклейка с ценой в американских денежных единицах. Как своеобразное напоминание о том, сколько культурных ценностей продано россиянами за валюту. И какие гроши (вполне сравнимые со стоимостью сего диска) получают те, кто подвижнически сохраняет и восстанавливает эти светочи духовности, пробившиеся к нам сквозь толщу веков и позднейших поновлений - записей.

Особенность иконы в том, что произведением искусства она является лишь во вторую очередь. Для человека верующего, воцерковленного - это, прежде всего, объект почитания, святыня, образ, перед которым молятся. Потому и место иконе, с такой точки зрения, в храме. А храм не музей, хотя в знаменитые соборы и водят экскурсии. Да и музеи - при нынешних-то ценах на билеты - не обойдешь, не объездишь. И обозреть лучшие из творений русских богомазов рядовому любителю отечественной старины удается лишь таким образом - на страницах живописных альбомов или мультимедийных справочников.

Более 500 изображений икон и клейм предлагает нам новая электронная энциклопедия. В ней около 1000 статей, в которых описаны сюжеты, представлены школы иконописи, приемы иконографии, а также немногие известные авторы икон. В состав сборника вошли несколько видеороликов: об истории иконостаса, технике иконописи и городах - центрах иконописания. Энциклопедия корректно работает с русскими версиями Windows 3.x и Windows 95, а также с любыми другими, если в них используется русификатор с русскими версиями шрифтов Arial и System. Рекомендуемые аппаратные ресурсы: процессор 486DX, ОЗУ 8 Мбайт, видеоадаптер SVGA, звуковая карта и 4-скоростной (как минимум) дисковод CD-ROM.

Установка программы элементарна, работа с ней крайне проста. Главное меню представляет собой условное изображение интерьера храма. Выбор координатным устройством иконы на стене справа вводит в раздел "Техника иконописи": здесь вам предлагаются фильм "Подготовительные работы", текст "Живописные подлинники", ролики "Золочение", "Доличное письмо", "Личное письмо", "Оклады" и статья "Конечная обработка". Выбор иконостаса дает возможность просмотреть фильмы об его устройстве. К сожалению, средствами полиграфии нельзя воспроизвести видеоролик, поэтому, чтобы дать представление о стиле и содержании дикторского сопровождения, приведу его текст к фильму "История иконостаса".

"Древнерусская живопись, все ее образы неразрывно связаны с церковью, с самим зданием храма. Связь эта чрезвычайно глубока: живопись не просто украшает православный храм, а составляет с ним стройное смысловое и художественное единство. Так случилось, что именно на Руси не только фреска и мозаика, но и иконы заняли свое строго определенное и важное место в церкви. Речь идет о существующих только в русских православных церквях высоких иконостасах. Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте. Он отделяет собой часть церкви, где находятся верующие, называемую кораблем, от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители. И уже в древнейших русских храмах, построенных строго по византийскому образцу, алтарь от корабля отделяет невысокая преграда. Вероятно, разрастание иконостаса шло особенно быстро в деревянных церквях, где не было росписей, где культовые изображения могли быть сосредоточены лишь в одном месте - на алтарной преграде. В своей классической форме иконостас сложился в XV веке, когда Древняя Русь переживала свой духовный и художественный расцвет..."

В центре главного меню нарисован престол с раскрытой богослужебной книгой. Щелчок координатным устройством по его изображению открывает возможность просмотра икон и текстовых пояснений к ним. Условия просмотра задаются с помощью особых кнопок: "Закладки", "Поиск", "Фильтр". Несложная система поиска позволяет, щелкнув мышкой или трекболом по слову в списке, вызвать перечень документов, в которых это слово (имя, название сюжета, термин и т.д.) встречается. Выбрав то, что вас интересует, вы переходите на соответствующую страницу - с изображением иконы в левой ее части и текстом в правой. Содержание сопроводительной статьи выбирается с помощью специальных кнопок: "Сюжет", "Школы", "Икона", "Автор". Изображение иконы можно увеличить, наведя на нее курсор и щелкнув клавишей координатного устройства. Кнопка "Фильтр" позволяет установить условия выбора: указать время создания икон, живописные школы, авторов (коль скоро они известны), сюжеты. Это дает возможность классифицировать материал в соответствии с интересами пользователя, что особенно удобно при просмотре с учебными целями: так, скажем, один урок можно посвятить изучению икон новгородской школы, другой - всех школ, сюжетов и авторов XV в., третий - творчеству исключительно Андрея Рублева, четвертый - образу Богоматери с древнейших времен до начала нынешнего столетия и т.д. (Современная иконопись, к сожалению, никак не отражена на рассматриваемом диске.) Совокупность всех средств управления сборником делает его неплохим учебным пособием.

Тем досаднее, что разработчики программы не предусмотрели возможности записать в файл или распечатать на принтере без ущерба для качества репродукцию выбранной иконы или пояснительный текст к ней. Можно лишь скопировать экран обычными средствами Windows в буфер обмена и затем вставить его содержимое в новый документ, открытый, соответственно, в графическом или текстовом редакторе. (Именно так получены публикуемые здесь иллюстрации.) Этот способ трудоемок и ограничивает качество графики экранным разрешением. Понятно, когда разработчики электронных изданий охраняют таким образом чьи-то авторские права на воспроизводимые ими работы, но здесь-то иной случай! Кому повредит, если пользователь распечатает на цветном принтере полюбившуюся ему икону и повесит ее на стену - разумеется, не как предмет культового почитания (каковым не может быть изображение, не освященное церковью), но как репродукцию живописного произведения? Или выведет твердую копию текста и даст ее почитать тем, кому недоступен компьютер? "Русская иконопись..." - одна из первых мультимедиа-энциклопедий, представивших в таком объеме великое наследие нашего народа. Будем надеяться, что в переизданиях она обретет подобающее теме совершенство.

И, возможно, станет немного дешевле. Ведь теперь, кажется, нет спецмагазинов, где долгожданное издание можно купить "за госцену"? Тем же, у кого очень мало денег, по-прежнему одна дорога - в храм, перед подлинными иконами замаливать грехи тех, у кого денег очень много. Ибо тем в церковь ходить, к сожалению, некогда. А стихов они, к счастью, не пишут.


© Анатолий Вершинский, 1997.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения автора.


Мультимедиа: содержание | Начальная страница

Сайт управляется системой uCoz