AV-logo
К началу | Стихи | Библиография | Статьи о кино | Мультимедиа: содержание | Альманах | Ссылки

Мультимедиа

"ТМ" №2 за 1997 год


Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

В СУМЕРКАХ И МЕДЬ БЛЕСТИТ КАК СЕРЕБРО


Отечественных кинолюбителей, далеко не каждый из которых настолько силен в английском, чтобы свободно пользоваться майкрософтовской "Синеманией", несомненно привлечет русскоязычная

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИНО. Выпуск 1. М., "Софтел Лтд.", 1996.

Правда, радость от ее обретения несколько угаснет после того, как пользователь вставит серебристо поблескивающий диск в привод CD-ROM и окончательно убедится, что новый продукт "разработан для использования только под MS Windows 95". Конечно, это написано и на упаковке, но наш человек чуток к слову ближнего: если в респектабельном компьютерном салоне продавец заверит, что программа работает под Windows 3.1, может ли покупатель в том усомниться? Ну да Бог с ним, нерадивым торговцем. Не возвращать же долгожданное приобретение из-за своей ретроградской привязанности к старой доброй "16-разрядке". Да и требования к аппаратной части вполне приемлемы: IBM-совместимый ПК класса 486 или выше с ОЗУ как минимум 8 Мбайт; привод CD-ROM со скоростью не менее двукратной; звуковая плата, совместимая с Creative Sound Blaster; видеоадаптер, поддерживающий 256-цветов.

Потратив от пары часов до пары дней (в зависимости от "железа" и везения) на установку 32-разрядных "Окон", владелец наконец-то запустит свой электронный справочник. Очередное разочарование ждет его: среди обозреваемых 7800 фильмов, снятых в 1915 - 1995 гг., - ни одного отечественного, хотя сие обстоятельство никак не оговорено ни в заглавии, ни в выходных данных. Видимо, своебразным намеком на сугубо иноземное содержание призваны служить стилизованные под иероглифы буквы в названии энциклопедии (действительно, одних только "Американских ниндзя" и "якудза" в ней около десятка), но поди догадайся.

Несколько успокоит занервничавшего пользователя простой наглядный интерфейс программы. Он интуитивно понятен, а самых несообразительных просветит вкладка с подробной схемой работы. Кнопки верхнего ряда позволяют произвести поиск фильмов и персоналий, просмотр видеофрагментов, возврат в главное меню, вывод на экран сведений о программе, выход из нее. Нижние кнопки и открываемые ими подменю дают возможность делать выборки названий лент, их режиссеров, исполнителей ролей, авторов литературных первоисточников и даже персонажей. Особенно интересна кнопка "Фильмы". Выйдя с ее нажатием в соответствующее подменю, можно осуществить поиск лент по жанру, по стране производства, году выпуска, художественной и коммерческой оценкам, призам и наградам, возрастным ограничениям. Особая кнопка в этом подменю показывает состояние поиска, то есть набор уже заданных условий. Перед любознательным пользователем открывается широкое поле для исследований: например, можно убедиться, что в предлагаемом списке немало выдающихся произведений киноискусства (см. илл.). Но, скажем, выставив следующие рамки поиска: "все жанры", "шедевры" и "отличный коммерческий успех", вы увидите в окошке слева только два анимационных фильма: "Белоснежка и семь гномов" и "Пиноккио". Будто лишь муза мультипликации дружна с золотым тельцом. Еще лаконичней выборка при одновременном выполнении условий "шедевры" и "некоммерческое кино". Им в списке удовлетворяет одна-единственная картина - лента Федерико Феллини "Восемь с половиной". Что, такова ситуация в кинематографе? Нет, таков список.

На сегодня состав справочника определила стихия рынка - это, как правило, названия, предлагаемые на видеокассетах в бесчисленных ларьках. Так что польза от диска есть - он поможет рядовому кинолюбителю пополнить домашнюю видеотеку сообразно вкусам и наклонностям.

Содержание же статей энциклопедии оставляет желать лучшего. И хотя издатели просят "извинения за некоторые текстовые погрешности в аннотациях к фильмам", прощать их не хочется. Одно дело опечатки, коих предостаточно, другое - грубые ошибки, изобличающие поверхностность этих минирецензий, а точнее, отписок. Самый простой пример, приводимый хотя бы потому, что обозреваемая лента широко известна. Вот как подается конфликт "Терминатора": присланный роботами из 21-го века "киборг должен уничтожить девушку, от которой зависит судьба будущего человечества. Одновременно с этим роботом другой посланец направлен в наши же дни людьми будущего, чтобы предотвратить задуманное убийство. Между механическими существами (выделено мной. - А.В.) начинается схватка..." Надо ли напоминать, что безымянный автор аннотации спутал сюжеты двух выпусков знаменитого сериала: это в "Терминаторе-II" с "жидкометаллическим" киборгом сражается андроид более старой модели, а в первой серии "уничтожителя" побеждает человек.

Впрочем, к ряду фильмов аннотаций вообще нет. Не указаны подчас режиссеры и актеры. Что же касается вожделенных многими фотографий звезд - таковые снимки отсутствуют вовсе. Вероятно, из экономических соображений: права на их публикацию надо покупать.

...В годы, когда детский киносеанс стоил пятачок, а вечерний, "взрослый", - двадцать копеек, мы, деревенские мальчишки, прибегали к незамысловатой уловке. На голенище валенка трехкопеечная монета надраивалась до серебряного блеска. В полумраке сельского клуба троячок, поданный орлом кверху, вполне сходил за новенький двугривенный.

Не то ли произошло и с нашим сребровидным диском, за который просят отнюдь не пятак, а целых $14? Пока он не отвечает своему громкому названию: энциклопедизма в подаче материала весьма недостает. С другой стороны, он первый в отечестве, а на безрыбье и рак рыба. Или, чтобы не уходить от нумизматических аллюзий, вспомним старинное название трех копеек и связанное с ним иное присловье: "Не было ни гроша, да вдруг алтын". И понадеемся на то, что в переизданиях-перештамповках он превратится в полновесное серебро.


© Анатолий Вершинский, 1997.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения автора.


Мультимедиа: содержание | Начальная страница

Сайт управляется системой uCoz