AV-logo
К началу | Стихи | Библиография | Статьи о кино | Мультимедиа: содержание | Альманах | Ссылки


Мультимедиа

"ТМ" № 3 за 1996 год


Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

НАТУРФИЛОСОФИЯ В КОМПАКТ-ИСПОЛНЕНИИ


У отечественных разработчиков электронных энциклопедий и учебников есть, по меньшей мере, два пути: писать программное обеспечение под DOS, ориентируясь на огромный парк старых машин с ограниченными системными ресурсами, либо создавать полноценные Windows-, OS/2- и Mac-приложения для современных высокопроизводительных ПК, ограничивая тем самых круг потребителей своей продукции. В последнее время (имеется в виду начало 1996 года, когда готовится эта статья) вопрос утратил былую остроту: количество новых машин, оснащенных средствами мультимедиа, резко растет, и все большее число лазерных дисков выпускается в расчете на скоростные процессоры, ОЗУ объемом не менее 4 - 8 Мбайт и графический видеоадаптер на локальной шине с акселератором. Тем не менее, ДОСовские CD-ROM'ы существуют и успешно продаются. Прежде всего, это специализированные базы данных и справочники, самоучители иностранных языков и пособия для школьников и студентов.

Впрочем, далеко не все учащиеся наших школ могут воспользоваться даже такими, нетребовательными к ресурсам, дисками. Для этого требуется, как минимум, PC с приводом CD-ROM, а многие учебные заведения до сих пор оснащены допотопными "Ямахами" и "Электрониками", если вовсе не "бэкашками". Денег же на модернизацию компьютерных классов, естественно, нет. В этих условиях деловые люди предлагают свои "блиц-решения" проблемы.

Мне уже приходилось спорить с некоторыми коллегами-журналистами, восхищавшимися очередным "гуманитарным" проектом их знакомых: закупить по 100 долларов за штуку залежавшиеся на американских складах 286-е машины и, оснастив их монохромными мониторами, продавать в отечественные школы по сносной цене. Не знаю, в какой стадии осуществления находится эта преступная, на мой взгляд, попытка дальнейшего захламления России, но в подкрепление своим тогдашним доводам приведу мнения двух крупных специалистов в области информатики, прозвучавшие в августовском выпуске "КомпьютерПресс" за 1995 год. Сергей Христочевский, кандидат физико-математических наук, заведующий Отделом проблем информатизации образования в Институте проблем информатики РАН: "Появляющиеся периодически "рацпредложения" закупать для школ за рубежом устаревшие, зато дешевые компьютеры, тем более "бывшие в употреблении" - просто несерьезны и в известном смысле жестоки по отношению к нашим детям. В школах уже и так достаточно скопилось "электронного лома"... Да и современные стандарты безопасности, вроде MPR II, не с потолка взяты..." Алексей Семенов, доктор физико-математических наук, ректор Московского института повышения квалификации работников образования: "Профессионалу ясно, что идея давать маленьким детям машины поменьше и подешевле, а старшим детям "настоящие компьютеры", как правило, "верна с точностью до наоборот" - маленьким детям, конечно, важнее высококачественная графика, вплоть до виртуальной реальности, простой и эффективный интерфейс и т.д. Так что все, что есть сегодня на массовом компьютерном рынке и что появится на нем в ближайшие годы, уже сегодня может быть востребовано школой".

При соответствующем финансировании оной, добавим к сказанному мы с вами, читатель. И как пример вынужденного компромисса между красочностью и комфортностью "оконного" и нетребовательностью ДОСовского интерфейса, рассмотрим компакт-диск

ФИЗИКА В КАРТИНКАХ. Учебный компьютерный курс, базовая версия 6.2. М., НЦ "Физикон", 1992 - 1994.

Пособие получило рекомендацию ГУРОСО Министерства образования РФ и может быть использовано "компьютеризованными" учащимися школ, техникумов и вузов при подготовке к практическим занятиям, лабораторкам, зачетам и экзаменам. А также всеми, кого интересует физика, без ограничения времени.

Редкой особенностью программы является то, что она не требует места на жестком диске - запускается из ДОС прямо с компакта. Пользовательский интерфейс решен по принципу графических сред типа Windows - как набор кнопок с пиктограммами и линеек прокрутки. Но ДОС накладывает существенное ограничение: одновременно может быть открыто лишь одно окно. Верхний горизонтальный ряд кнопок позволяет выбрать интересующий вас курс. Всего их шесть: "Механика", "Термодинамика и молекулярная физика", "Электричество и магнетизм", "Оптика", "Квантовая физика", "Исторические эксперименты". По умолчанию открыт "томик" "Механика". При этом в окне под соответствующими названиями разделов ("Кинематика", "Динамика" и т.д.) расположены кнопки с пиктограммами и пояснительными надписями. "Нажав" с помощью мыши выбранную кнопку, вы откроете окно с демонстрацией соответствующего явления или эксперимента, причем некоторые картинки включают элементы простейшей анимации, что делает их более наглядными. В этом режиме кнопки в верхнем ряду заменяются другими, набор которых постоянен для каждой демонстрации. Одна из них, со знаком вопроса, открывает задачник. Найдя решение очередной задачи, вы тут же можете его проверить. Дополнительные возможности в моделировании эксперимента дают кнопки и линейки прокрутки, появляющиеся в нижней части окна. Правильно пользоваться учебным курсом помогает система подсказок.

Кнопки, расположенные по вертикали слева, неизменны при любом выборе "тома" или демонстрации и выводят в окно попеременно калькулятор, формулы по физике и математике, таблицы основных физических величин, перечень единиц их измерения, именной и предметный указатели. Предпоследняя кнопка позволяет распечатать содержимое окна на матричном или лазерном принтере (правда, с искажением пропорций и невысоким качеством); самая нижняя, с изображением полуоткрытой дверцы, - выйти из программы. Что вы и сделаете в конце концов, когда наскучит по 5 - 10 секунд ждать, пока загрузится с CD-диска и появится на экране очередное окно: для пользователя, привыкшего к расторопности Windows и OS/2, "листается" "Физика в картинках" нестерпимо медленно. Но такова плата за дешевизну аппаратных средств, на которые программа рассчитана.


© Анатолий Вершинский, 1996.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения автора.


Мультимедиа: содержание | Начальная страница

Сайт управляется системой uCoz