AV-logo
К началу | Стихи | Библиография | Статьи о кино | Мультимедиа: содержание | Альманах | Ссылки


Мультимедиа

"ТМ" № 5 за 2000 год


Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

В ОТСВЕТЕ КУПОЛОВ


В полутора часах езды от столицы, в районном городке, шесть десятилетий носившем чужое имя, стоит монастырь. Первоначально это была маленькая пустынь, где жил отшельником инок Сергий. Затем – братская обитель, игуменом которой он стал и в которой благословил Дмитрия Донского на битву с ордой Мамая. И наконец – величественная Лавра, оплот Православия и неприступная крепость, не раз оборонявшая доверившихся ей людей.

Так, во время польско-литовского вторжения в начале XVII века стекались в Троице-Сергиеву обитель с разных концов страны и те, кто искал защиты, и те, кто мог постоять за себя и своих ближних. Здешний келарь Авраамий Палицын в "Истории в память предыдущим родом..." засвидетельствовал: "От Великого бо Новаграда, и от Вологды, и по Двине реце до моря, и на восток вся Сиберскаа земля и яже за нею вси способствоваху к Москве. Тако же и от Нижегородскиа земли и от Казани вси безизменно служаще, и ис тех всех прежереченных мест, егда кому некуды минути, то вси во обитель чюдотворца притекаху". Обороняемый иноками и мирянами, 16-месячную осаду выдержал монастырь!

А на исходе XVII столетия в нем снова решалась судьба государства. В августе 1689 года здесь укрылся от враждебно настроенных стрельцов – приверженцев регентши Софьи – юный царь Петр со своими сторонниками. Напуганная растущей популярностью единокровного брата, Софья Алексеевна попыталась примириться с ним, для чего, в частности, направила на переговоры в обитель патриарха Иоакима. Но тот остался с Петром – и тем самым поддержал его своим авторитетом предстоятеля Русской Православной Церкви. "Троицкий поход" Петра I завершился его победой – полной и почти бескровной. Недаром в тот год цари Иван и Петр Алексеевичи назвали преподобного Сергия Радонежского "особым нашего Российского царствия хранителем и помощником".

Разумеется, историческая роль основанной чудотворцем твердыни не ограничилась этими двумя эпизодами, а ее стойкость определилась не только прочностью монастырских стен...

Сегодня мирные ворота обители открыты для всех. Для одних она – "историко-архитектурный ансамбль" и только, для других – величайшая святыня Отечества. Каждый видит в отсвете ее куполов свою красоту и правду. И черпает из открывшегося ему источника столько, сколько может вместить душа.

"При туристском обходе Лавры беглому взору впервые развертывается не подавляющее количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений от нее. Есть, однако, и гораздо более тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. <...> Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут – не только эстетика, но и чувство истории и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая-то трудно объяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. <...> Здесь ощутительнее, чем где-либо, пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое".

Так написал о Троице-Сергиевой обители русский религиозный философ и богослов о. Павел Флоренский. Можно ли сказать верней и образней? Праздный вопрос. Как бы ни старались мыслители и художники – глубже и красочней, чем они, выразит себя сама Лавра.

Но далеко не всем доводится посетить Дом Живоначальныя Троицы хотя бы одиножды. А посетив мимоходом – осознать его значение для русского Православия, российской державности, отечественной культуры в целом. Сказываются десятилетия атеистического воспитания... Ближе познакомиться с крупнейшим русским монастырем, с особенностями церковного строительства на Руси помогут

СОКРОВИЩА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ. М., студия медиа "MagIC" совместно с Православным братством "Споручницы грешных", 1998.

Этот редкостный, едва ли не единственный в своем роде CD-ROM получил специальный приз "Мое отечество" на четвертом фестивале российских мультимедиа-дисков "Аниграф. Контент-99". Историческая и каноническая корректность представленного материала обеспечена познаниями православных авторов, составителей и редакторов текстов. Самобытный дизайн, оригинальный интерфейс, высокое качество медиа-иллюстраций – мастерством студийцев.

Фрагменты изначального экрана-заставки являются пунктами главного меню. При наведении курсора они "оживают", при щелчке кнопкой "мыши" – вызывают заставку соответствующего раздела (устроенную аналогично главной).

Cвиток справа открывает раздел "История", где подробная хронология проистекавших в Лавре событий дополнена краткими мультимедийными лекциями по истории России XIV – XX веков. Пять из девяти представленных здесь эпох проиллюстрированы интерактивными макетами обители, воссозданными художниками с помощью трехмерной компьютерной графики. Управляя курсором "мыши", пользователь может передвигаться по макету, поворачивать, приближать и удалять объект. Перемещаясь из одной эпохи в другую, виртуальный "путешественник во времени" проследит, как рос и менялся этот удивительный архитектурный ансамбль, увидит не только сохранившиеся, но и утраченные памятники.

Инок в центре главной заставки приглашает в раздел "Монастырь". Здесь "посетитель" познакомится с укладом жизни обители, с церковной иерархией, православными праздниками и молитвами. Трехмерная модель храма позволит узнать предназначение всех элементов его внутреннего и внешнего устройства. В этом же разделе можно послушать колокольные звоны.

Церковь слева на главном экране – ключ к разделу "Искусство". Наряду с церковной живописью – иконами и фресками – красочно представлено декоративно-прикладное искусство русских мастеров.

Раздел "Храм" знакомит с архитектурой и внутренним убранством церквей, палат и других построек монастыря. Здесь же вниманию зрителя предлагаются видеопанорамы, снятые с различных точек осмотра, в том числе с колокольни и вертолета.

Еще один раздел называется "Экскурсии". В нем четыре тематических обзора: "Преподобный Сергий", "Страницы истории Лавры", "Архитектурный ансамбль", "В православном храме".

Переходя от раздела к разделу, от темы к теме, виртуальный экскурсант увидит сотни слайдов, услышит песнопения, исполненные замечательным коллективом – хором Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных академии и семинарии.

В распоряжении "посетителя" – обильный справочный материал: около полутысячи персоналий и 450 терминов, уже упомянутые хронология и мини-лекции. В целом весь собранный на диске текстовый, графический и звуковой материал составляет своеобразную энциклопедию русской православной культуры. Альбом, путеводитель, справочник, учебное пособие – под одной электронной "обложкой".

И открыть ее довольно просто. Минимальные рекомендуемые требования к компьютеру таковы: процессор Pentium-90; оперативная память 16 Мбайт; ОС Windows 95/NT4.0 или выше; видеокарта SVGA с разрешением 800x600 и поддержкой 16 млн (или хотя бы 64 тыс.) цветов; 4-скоростной дисковод CD-ROM и звуковая карта.

...На расстоянии вытянутой руки от "персоналки" лежит скромная пластмассовая коробочка. В ней, на отливающем золотом куполов диске, – бесценные духовные сокровища.


© Анатолий Вершинский, 2000.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения автора.


Мультимедиа: содержание | Начальная страница

Сайт управляется системой uCoz