AV-logo
К началу | Стихи | Библиография | Статьи о кино | Мультимедиа: содержание | Альманах | Ссылки


Мультимедиа

"ТМ" № 10 за 2000 год


Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. НО ПРЕЖДЕ – АВТОРА...


Не каждый издатель компьютерных энциклопедий и справочников имеет силы и средства на подготовку оригинальных пособий. Небольшие фирмы и медиастудии выбирают менее затратный путь: переводят на цифровые носители уже существующие бумажные издания, заключив соответствующие договоры с владельцами авторских прав на них. На этой, казалось бы, гладкой дороге мультимедийное издательство ждут свои ухабы: все погрешности источника – текстовые, графические и т.д. – перекочевывают в электронную версию, и ее разработчики волей-неволей делят ответственность за эти огрехи с авторами и редакторами оригинала. Хорошо, если “оцифровывается” и затем внимательно считывается издание прежних времен, когда не экономили на научных консультантах, грамотных редакторах и корректорах. Если же переиздается в электронном виде очередная “энциклопедия” нынешней поры – тут нужен глаз да глаз.

В последнее время особенно популярными стали компакт-диски, ориентированные на школьников и студентов, – всяческие репетиторы, самоучители и другие учебные пособия. Расчет простой: самый массовый читатель – учащаяся молодежь, и пусть далеко не в каждой семье (и даже школе) есть мультимедийный компьютер, по всей стране их наберется достаточно, чтобы разошелся сравнительно небольшой тираж оптического диска. Одно из таких пособий –

ИСТОРИЯ РОССИИ И ЕЕ БЛИЖАЙШИХ СОСЕДЕЙ. Энциклопедия для детей. “Кордис & Медиа”, 1999, “Аванта+”, 1999.

Как видно уже из выходных данных, это электронное издание имеет своей основой широко известное “бумажное” и, по словам разработчиков, “сочетает в себе достоинства серии книжных энциклопедий для детей Издательского центра "Аванта+" с преимуществами современных компьютерных технологий...”. Пособие, как отмечается на обложке, “рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации”.

Диск содержит обширный фактографический материал о многих событиях и исторических деятелях, большое количество медиа-иллюстраций. Интерфейс программы интуитивно понятен, навигация отличается простотой и гибкостью. Эффективная поисковая система, реализующая поиск по словоформам, позволяет легко найти необходимые сведения, а универсальная система гиперссылок – тотчас ознакомиться с ними.

Информация на диске систематизирована не только по алфавиту, но и по тематике и хронологии. Все шесть основных тематических разделов доступны из главного меню.

Основной справочный раздел диска "От А до Я" имеет 12 указателей и позволяет найти любую статью или другой входящий в состав пособия материал, включая графику, аудиокомментарии и видеосюжеты. А раздел "Россия сквозь века. Эпохи, события, герои" оформлен как наглядная хронологическая таблица, в которой на линии времени представлены исторические эпохи, соответствующие им события и жившие в то время государственные деятели.

В разделе "Как изучают историю" собраны статьи об исторической науке, вспомогательных исторических дисциплинах; раздел "Творцы русской истории" содержит персоналии выдающихся российских ученых-историков.

Непосредственно учебным целям отвечает раздел "К уроку в школе". Он разработан на основе методических изданий "Центра инноваций в педагогике" в соответствии со школьной программой по "Истории Отечества" для 5 – 11 классов. Насколько же глубоки полученные знания, поможет понять специальный раздел "Проверь себя" – набор кроссвордов, составленных по материалам диска.

Из любого раздела можно вернуться в Главное меню, выбрав курсором в верхней части экрана, стилизованной под "корешок" книги, надпись "Содержание" и щелкнув левой кнопкой мыши. Этот же книжный “корешок" позволяет, минуя Главное меню, переходить из одного раздела в другой, выбрав соответствующее краткое название: "Содержание" ("Главное меню"), "Справочник" ("От "А" до "Я"), "Хронология" ("Россия сквозь века"), "Кроссворды" ("Проверь себя"). Если же есть доступ в Интернет, то можно с помощью логотипов "Аванта+" и "Кордис & Медиа" перейти на Web-серверы этих компаний.

Основная структурная составляющая энциклопедии – тематическая статья. Она содержит текст, размещенный на экране справа, и относящиеся к нему иллюстрации (включая аудио- и видеоматериалы), расположенные слева. В нижней части текстового окна – две закладки: "Смотри также статьи" и "Результат поиска". На первой – названия статей, по содержанию связанных с представленной на экране, вторая – дает возможность искать слова во всех статьях диска. Некоторые иллюстрации (статичные изображения) двойным щелчком левой клавиши мыши "разворачиваются" на весь экран.

Программа предназначена для работы на ПК с процессором Pentium 133 и выше, с оперативной памятью не менее 16 Мбайт и под управлением ОС Windows 95/98, Windows NT 4.0 или более поздней версии. Компьютер должен иметь звуковую карту и поддерживать графическое разрешение 800х600 High Color (16-битный цвет) или выше.

Что важно для учебного пособия, программа пригодна для работы в сети. Если доступ к диску обеспечен через локальную сеть, то с ним одновременно могут работать до пяти пользователей – при этом на каждом из компьютеров запускается своя копия программы.

Школьник, в дополнение к учебнику, может смело пользоваться материалами диска. Они расширят и оживят его устные ответы и письменные работы, если же в них окажутся неточности, невольно позаимствованные из этого пособия, вряд ли их кто заметит. А вот учащийся “продвинутого” среднего учебного заведения или абитуриент вуза может иногда попасть впросак, коль скоро его экзаменатор окажется специалистом в обсуждаемом вопросе...

Специально фактические ошибки в энциклопедии “История России и ее ближайших соседей” я не искал; просто, работая над очерком “Первый кавалер первого российского ордена” (“ТМ”, N 8 за этот год) – о сподвижнике Петра I Федоре Алексеевиче Головине, решил посмотреть, что в ней имеется на сей счет. Она, по определению, хоть и “детская”, но опираться-то должна на серьезные источники. Искомые сведения нашел я в статье “Русские знаки отличия при Петре I”. И прочел много для себя неожиданного. Насторожило уже начало статьи: “В XVIII в. русский император Петр I, решительно рвавший с традициями Московской Руси, приказал учредить новые награды для отличившихся во время военных действий солдат и офицеров”. Тут вся фраза – сплошная неточность. Орден Андрея Первозванного царь Петр Алексеевич учредил еще в конце XVII века – в ноябре 1698 года, а титул российского императора получил только в 1721-м. Читаем далее: “Первым лицом, удостоенным этого ордена, стал генерал-адмирал Федор Головин... Затем в кавалеры ордена Андрея Первозванного были пожалованы генерал-адмирал Лефорт, фельдмаршал Шереметев, генерал-губернатор Санкт-Петербурга Меншиков...”. Здесь ошибок больше, чем имен. В чин генерал-адмирала Ф.А. Головин был произведен в апреле 1699 года, то есть уже после вручения ему знаков ордена, каковое произошло 10 марта. Франц Лефорт никогда не был, да и не мог быть андреевским кавалером: он умер 2 марта 1699 года, за 8 дней до того, как состоялось первое посвящение в этот орден (вторым его кавалером стал гетман Мазепа, вовсе не упомянутый в процитированной статье). Точное воинское звание Б.П. Шереметева – генерал-фельдмаршал. Меншиков удостоился ордена в 1703 году (кстати, вместе с Петром I), а генерал-губернатором Санкт-Петербурга и Ингерманландии в придачу стал только в 1704-м... Кто же писал эту статью? (Повторюсь, я не ставил своей задачей найти настолько неточный текст.) И много ли еще таких невнимательных авторов приложили руку к созданию энциклопедии? И какие еще тексты вышли из-под бойкого их пера (то бишь клавиатуры)? Сие читателю установить не удастся: их имена приводятся в общем списке с действительными знатоками истории. Статьи же не подписаны, то есть, по сути, анонимны.

Вот и получается, что иногда, прежде чем последовать призыву “Проверь себя”, неплохо проверить авторов... Вы правы, уважаемый читатель, в том числе и автора этих строк: от ошибок не застрахован никто. Что ж, обзаведитесь обозреваемым здесь пособием – и проверяйте. Его, себя... При любом результате это пойдет на пользу вам. А также поможет принявшим на себя чужие грехи разработчикам этой и, надеюсь, следующей, “расширенной и исправленной”, версии энциклопедии, если она, конечно, планируется и если вы сообщите им ваши замечания. Они профессионалы в своей области, и дельные суждения примут с благодарностью.


© Анатолий Вершинский, 2000.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения автора.


Мультимедиа: содержание | Начальная страница

Сайт управляется системой uCoz