AV-logo
К началу | Стихи | Библиография | Статьи о кино: содержание | Мультимедиа | Альманах | Ссылки


Анатолий Вершинский

КУДЕЯРЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА


К разбойникам у художников особый интерес. Не только в силу известного родства характеров и судеб - ведь и те и другие, каждый по-своему, рискуют, нарушая некие общие правила, каноны, устои, из-за чего и оказываются порой на соседних нарах. Главный мотив, которым руководствуется, обращаясь к означенной теме, подлинный мастер, благороден: избирая своим героем преступника, автор стремится понять причины падения человека и возможность его воскресения к новой жизни. Не стану ссылаться на хрестоматийный пример с Родионом Раскольниковым: тут мания, помешательство на идее, а не криминал в чистом виде. Настоящие тати - профессионалы, знатоки своего черного дела. Никакие психологи-следователи и душки-тюремщики их не перевоспитают. И если происходит нравственное возрождение матерого злодея, то ясно: без чуда не обошлось. Как в знаменитом некрасовском сказе "О двух великих грешниках" (из поэмы "Кому на Руси жить хорошо"), ставшем народной песней:

Финал повести о Кудеяре драматичен: отпущение грехов даруется ее герою тогда, когда он убивает еще большего злодея - пана, истязающего и вешающего своих крепостных. Классовый подход Верховного Судии к морали оставим на совести поэта (и народа, чье суровое понимание справедливости он выражает). Вернемся к нашим баранам... то есть я хотел сказать, баронам, да не простым, а с приставкой "нарко-" (бараны - мы: нас пасут, нас ведут на заклание всякого рода мафии).

С легкой руки мэтра жанра Фрэнсиса Форда Копполы неусыпно внимание кинематографистов к трудовым будням и личной жизни "крестных отцов" и их криминальных "семейств", а по мере исчерпания темы - к подноготной убийц-одиночек, откровениям гангстеров-супругов и прочих "нечистых пар". Надо признать, публика полюбила киношные приключения в мире живодеров и в штыки встречает любые попытки ограничить их победное шествие по экранам планеты.

Продолжился скандал с "Прирожденными убийцами" известного мастера эпатажа Оливера Стоуна (см. статью " Прививка против бешенства"). Лента завоевала "Серебряного льва" в Венеции, но в ряде государств их ведомства, контролирующие прокат фильмов, оценили картину не столь однозначно: в одних странах - запретили вовсе, в других - время показа ограничили вечерними сеансами, а возраст зрителей - годами совершеннолетия. В Англии эти ограничения продержались не более двух недель: против них восстала свободолюбивая общественность. Позже в печати появилось сообщение о подобной ситуации у нас: руководство российской прокатной компании "Гемени фильм", закупившей "Прирожденных убийц", заявило протест в адрес Роскомкино, робко попытавшегося оградить малолеток от очередного кровавого зрелища.

С завидным постоянством выдвигаются ленты о гангстерах и наркодельцах на престижные премии. Номинантом 67-го по счету "Оскара" по семи категориям была лента Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" (Pulp Fiction) - длинное (на два с половиной часа) и поначалу нарочито занудное действо из нескольких сюжетно связанных киноновелл, в центре которого - противостояние боксера Бутча (Брюс Уиллис) опекающей его банде. С одной стороны, это окончательная дегероизация разбойников с большой авеню, саркастический показ всей грязи и пошлости их существования, с другой - попытка средствами из арсенала абсурдистов поставить сложные морально-этические и метафизические проблемы. Бесспорно незаурядная, картина получила обильную прессу и "Золотую пальмовую ветвь" в Канне. В самой же Америке в борьбе за почетный "Золотой Глобус" соперничала с фильмом "Форрест Гамп", но приз выиграла лишь один - за лучший киносценарий (каковой, кстати, и отмечен единственным "Оскаром"; ну а "Форрест Гамп" взял шесть золотых статуэток!).

Композиция "Криминального чтива" действительно оригинальна: временная последовательность эпизодов намеренно нарушена, и заключительная киноглава с пародийно поданным просветлением уверовавшего в чудо Господне бандита следует после главок, в которых изображены более поздние события. Эффект драматизма достигается тем, что мы видим предысторию персонажей, дальнейшая участь которых нам уже известна: один из гангстеров - недотепа Винсент Вега (Джон Траволта) по глупейшему стечению обстоятельств убит восставшим против наркомафии Бутчем, другой (ее главарь) также по воле случая изнасилован извращенцами, и, зная все это, зритель с горьким скепсисом воспринимает обращение новоявленного Кудеяра - профессионального убийцы Джулса, решившего уйти из банды и стать чуть ли не проповедником. Что проку в его нравоучениях, если в жизни, по логике фильма, царит слепой случай и роковая цепь совпадений сковывает человека прочнее полицейских наручников.

Выдвигалась на "Оскар" и другая нашумевшая картина о душегубе.

ЛЕОН (Leon), Франция - США, Gaumont - Les Films du Dauphin, 1994, 105 мин.
Режиссер-постановщик и автор сценария Люк Бессон.
В ролях: Жан Рено, Гэри Олдман, Натали Портман, Дэнни Айелло.

Французский кинематограф переживает кризис. По сообщению агентства "Ассошиэйтед Пресс", в 1994 году из 126,3 млн зрителей Франции лишь 27,8 % смотрели отечественные фильмы, подавляющее большинство - 60 % - отдали предпочтение американским и 12,2 % - лентам других стран. Таким образом, доля кино Франции в ее прокате впервые упала ниже тридцатипроцентной отметки, считающейся критической. На этом фоне коммерческий успех "Леона" (четвертое место в хит-параде 1994 года) можно только приветствовать, если бы... Закавыка в том, что картина старейшей кинокомпании Франции "Гомон" снята в США, к тому же на английском языке, и в соответствии с нынешним законодательством французской не считается. Но если и пренебречь юридическими тонкостями, повод для огорчения остается. Далековат от любимого нами "галльского смысла" сам дух фильма, безнравственного по главной сути.

В Америке лента получила название "Профессионал", в российском видеопрокате - "Леон - киллер". Сегодня уже и дошкольники знают, что "киллер" означает наемный убийца. В "Леоне" сделан акцент именно на понятии "наемный". Герой картины (а повествуется в ней, по традиции, об итальянской мафии в Нью-Йорке) представлен жертвой воротил наркобизнеса. За мерзкие и смертельно опасные акции, за необходимость жить изгоем, скрываясь, меняя квартиры и гостиничные номера, он получает на руки от работодателя - соотечественника-итальянца Тони лишь малую часть своих кровавых гонораров. В итоге же "хозяин" попросту прикарманивает деньги исполнительного "работника", перед тем "сдав" его отделу полиции по борьбе с наркотиками, с которым вынужден сотрудничать. Обложенный со всех сторон группой захвата, Леон мастерски отправляет на тот свет с десяток профи, но гибнет и сам.

Вы уже пустили слезу, вам жалко бессловесную жертву "общества потребления"? К тому же Леон так благороден: его клиенты - исключительно мужчины. "Ни женщин, ни детей", - заявляет он. Автор фильма обставил образ своего Кудеяра и другими оговорками: к Тони он попал еще мальчишкой, и тот воспитал из него профессионального убийцу. Что оставалось делать беспризорному неграмотному пацану-эмигранту?

В облике и поведении Леона нет ничего от клише звероподобного громилы - он трогательно заботится о любимом цветке в горшочке, пьет исключительно молоко, смотрит старые сентиментальные фильмы. В безукоризненном исполнении Жана Рено он действительно способен вызвать сочувствие... Ладно, примем условия игры, навязанной постановщиком: его герой силою обстоятельств вынужден жить по законам джунглей и уничтожает таких же хищников, как сам, но "в душе-то он хороший": "Ты такой добрый, Леон, даже странно... Помоги мне стать как ты - сильной и умной", - говорит своему опекуну и другу спасенная им от палачей-полицейских Матильда (Натали Портман). Но чему он берется выучить, пусть и по ее настоянию, двенадцатилетнюю дочь убитого наркоторговца? Тому, что в совершенстве познал сам, - искусству владеть оружием, умению скрытно убивать! То есть - продолжает грязное дело своего наставника-мафиозо.

Стоит ли говорить, что занятие Леона слабины не допускает: чтобы оставаться неуязвимым, он должен охотиться в одиночку - как лев (именно так переводится его имя с языка предков). Участие, проявленное киллером к сироте, несовместимо с жестким укладом убийцы по заказу и в конечном счете губит его. Девочка возвращается в школу... И закономерность такого финала - едва ли не единственный довод в пользу моральной состоятельности фильма.

А умирая, Леон забирает с собой в могилу еще большего, чем сам, грешника - бесноватого шефа бригады по наркотикам Стэнсфилда (Гэри Олдман), расстрелявшего семью Матильды: ее отца, мать, сводную сестру и малыша-братишку...

Сюжет с Кудеяром имеет право на внимание художника, как и любой другой. Но когда счет лихим разбойничкам (пусть и кающимся со временем, и отмывающим грязные денежки, и пускающим их толику на вспомоществование сироткам) идет на многие тысячи, а книгам и фильмам о них - на сотни, впору задуматься: а не меняются ли нравственные ориентиры общества? И что завтра будет считаться нормой - мораль законопослушного налогоплательщика или неписаный "кодекс чести" труженика мафии?


© Анатолий Вершинский, 1995, 1997.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения автора.


Статьи о кино: содержание | Начальная страница

Сайт управляется системой uCoz